Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Конспект занятия по коррекции познавательного развития
для детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи среднего дошкольного возраста

Закрепление понятия о величине на материале русской народной сказки "Три медведя"

 Петровская Татьяна Ивановна,
учитель-дефектолог
ГБУ ДО ЦППМСП
Выборгского района Санкт-Петербурга
 
ЦЕЛЬ: Закрепление умения сопоставлять два объекта по величине (большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий, больше – меньше, длиннее – короче, выше – ниже). Различение предметов по величине и ее параметрам.
ЗАДАЧИ:
  1. Расширение представлений об установлении отношений между тремя предметами по размерам.
  2. Расширение словаря, введение в активную речь слов, обозначающих величину.
  3. Развитие зрительного восприятия через различение предметов по величине, форме, цвету.      
  4. Закрепление умения счетным действиям с множествами предметов на основе зрительного восприятия (в пределах пяти). Обозначение общего количества сосчитанных объектов последним произнесенным числом, сопровождая обводящим движением руки и показом сосчитанного количества на пальцах.
  5. Продолжение обучению детей создавать конструкции на основе анализа простейшего образца и по представлению.
  6. Развитие наглядно-образного мышления через воссоздание целостного образа объекта из разрезных картинок, моделирование целостного образа предмета.
  7. Закрепление способности анализировать образцы с помощью взрослого и воспроизводить их на основе проведенного анализа.
  8. Совершенствование конструирования плоскостных изображений предметов из палочек Кюизенера на основе анализа простейшего образца и по представлению.
  9. Формирование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса.
  10. Совершенствование умения отвечать на вопросы, строить простейшие высказывания
  11. Развитие положительного эмоционального отношения к занятию.
  12.  Формирование навыка самоконтроля, терпения, умения ждать своей очереди при ответе и выполнении поручения.
  13. Воспитание умения слушать и слышать взрослого, ответы детей, готовности к сотрудничеству.
Современные образовательные технологии, используемые в работе с детьми:
Технология интегрированного обучения (образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие), здоровьесберегающие образовательные технологии (коррекционные); технология развивающего обучения; технология исследовательской деятельности; личностно-ориентированная (технология сотрудничества); игровая технология.
Предварительная работа: Чтение сказки «Три медведя», рассматривание иллюстраций по сказке. Разыгрывание сказки с помощью настольного театра. Конструирование по заданному образцу из палочек Кюизенера и счетных палочек. Обучение использованию приемов приложения и наложения при соотнесении по величине игрушки с построенной конструкцией.
Оборудование: подборка иллюстраций по сказке «Три медведя» (презентация); проектор; ноутбук; плоскостной конструктор на ковролин (полоски длинные и короткие) зеленого, красного, желтого цветов; коврики ковролиновые малые; палочки Кюизенера; образец стула из палочек индивидуальный; разрезные картинки (ягода малинка) на четыре части (на равные, по горизонтали, по диагонали); миски трех размеров на ковролин; малина на ковролин трех размеров; заготовки на альбомных листах с иллюстрацией медведя с отсутствующими деталями (для каждого ребенка разные), отдельные детали для медведей; семья медведей (кукольный театр); кукла Машенька; герои сказки маленькие, резиновые.     
Ход занятия:
I Организационный момент.
Дети входят, здороваются с гостями, остаются стоять в полукруге, лицом к педагогу.
II Введение в тему занятия.
  1. Развитие образно-логического мышления.
- У меня есть волшебный мешочек, в котором спрятались герои из сказки. Я вам прочитаю загадку, вы внимательно слушайте и попробуйте отгадать кто эти герои. Как только вы отгадаете загадку – сможете достать из мешочка сюрприз.
           Возле леса на опушке
           Трое их живет в избушке.
           Там три стула и три кружки,
           Три кровати, три подушки
           Отгадайте без подсказки,
           Кто герои этой сказки?
(Дети предлагают свои ответы. Если возникают затруднения при ответе, педагог помогает наводящими вопросами. «Три медведя».)
- Молодцы, отгадали! Теперь мы сможем заглянуть в наш мешочек. Доставайте по одной игрушке. Посмотрите, кому кто из героев сказки достался? Давайте вспомним, как их звали?
(Дети достают по одной игрушке, рассматривают, одевают на руку, педагог помогает, предлагают ответы: «У меня мама, Настасья Петровна. У меня папа, Михайло Иванович. У меня малыш, Мишутка». Если дети не называют имен, педагог подводит к ответу, помогает, начиная слово).
 Выделяется немного времени на рассматривание и обыгрывание игрушек.
- Давайте посадим наших гостей и покажем, как мы умеем заниматься и выполнять задания.

2. Актуализация знаний по лексической теме.
Демонстрируется слайд «Лес».
 - Давайте вспомним сказку, где заблудилась Машенька? (- В лесу. Пошла за ягодами и грибами и заблудилась.)
 - Посмотрите, какой лес на нашей картинке. Узкие и длинные дорожки. Много деревьев, елей, сосен. Конечно, тут можно заблудиться.
 
3. Конструирование знакомого изображения из плоскостного конструктора (для ковролина).
 - Сейчас мы с вами будем строить елочки из конструктора. Посмотрите, у каждого из вас на столе лежит коврик, на котором вы будете строить и палочки. Палочки у всех разного цвета. Назовите цвет своих палочек. (- У меня красные (зеленые, желтые палочки.)
- Елочки разноцветные, потому что лес сегодня у нас волшебный! Мы будем строить 3 елочки разной высоты. Высокую елочку, чуть ниже, самую низкую (сопровождает показом руками).
- Сколько елочек вы будете строить? (- Три).
- Какие по высоте будут ваши елочки? (- Высокая, чуть ниже, самая низкая. Вместе с педагогом дети сопровождают словесный ответ действием пантомимы; возможны вопросы уточнения к конкретному ребенку).
- Можете выполнять свое задание. (педагог предлагает помощь: словесную, показ действием, совместное выполнение).
- Молодцы! Красивые елочки у вас получились. А сколько елочек вы построили, посчитайте. (- Три. Дети считают по очереди или выборочно, помощь по необходимости).
- По высоте у вас елочки одинаковые или разные? Какая первая елочка по высоте? (возможен указывающий жест) Следующая елочка, какая по высоте? Последняя елочка, какая по высоте? (возможен конкретный вопрос к конкретному ребенку)
(- Разные. Высокая. Чуть ниже, пониже. Низкая.) (Возможна помощь педагога с помощью указывающего жеста или слова; во всех случаях ответы детей индивидуальные и совместные).
- Молодцы! А теперь давайте вспомним, что собирала в лесу Машенька?(- Грибы и ягоды).
- Правильно.

4. Воссоздание целостного образа предмета.
- Перед вами лежат разрезанные на части картинки. Когда вы сделаете картинку целой, то мы узнаем какие ягоды, собирала Маша.
(Дети получают индивидуально разрезанные картинки малины (по уровню сложности) и выполняют задание. Помощь педагога по необходимости).
 - Можете выполнять задание, будьте внимательны, пробуйте переворачивать свои части. У вас все получится.
- Я вижу, что ягоды ваши готовы. Как называется эта ягода? (- Ягода малина).
Демонстрация слайда «Машенька находит избушку медведей».
- Посмотрите на картинку, Машенька шла по тропинке в лесу и куда она вышла, что увидела? (- Домик медведей. Избушку).
Демонстрация слайда «Маша кушает кашу за столом».
- А когда попала в дом к медведям, что произошло? (- Съела кашу. Попробовала кашу у всех. Съела Мишуткину кашу).
- Какого размера были миски с кашей? Одинаковые или разные? (- Разные).
- Какой по размеру была миска Михайло Иваныча? (- Большая).
- У Настасьи Петровны, какого размера была миска? (- Средняя. Чуть меньше).
- А у Мишутки, какого размера мисочка? (- Маленькая. Самая маленькая).
- Молодцы, правильно по размеру все мисочки назвали.

5. Обобщение знаний о величине.
- Наша Маша попробовала кашу мишек, но она девочка добрая, заботливая будет мишек угощать малиной, а вы ей будете помогать. Хорошо?   
Просим одного из ребенка расставить миски по размеру: от самой большой до самой маленькой.
- Давайте назовем мисочки по размеру. (Вызванный ребенок выставляет три миски по размеру, называя величину мисок вместе с педагогом.  - Большая, чуть меньше, маленькая).
 - Сколько всего мисок у нас получилось? Давайте посчитаем. (- Одна, две, три. Всего три миски. (педагог указывает на каждую миску, обводит рукой итог. Молодцы!)

6. Совершенствование навыков количественного счета. Развитие умения понимать фразу «столько – сколько».
Демонстрация слайда «Посчитаем».
- Посмотрите, пожалуйста, на картинку, что на ней нарисовано? (- Мишка с корзиной, елки, грибы, дом, солнце).
- Мы будем считать предметы на картинке, и выкладывать столько же ягодок-малинок в мисочки. (Педагог выкладывает ягоды трех размеров на стол перед детьми)
- Катя, посчитай, сколько мишек? (- Один).
- Возьми столько ягод, сколько мишек ты сосчитала. (- Сколько ягод ты взяла? – Одну).
- Почему? (- Потому что один мишка).
- Правильно, молодец! Положи эту ягоду для Михайла Иваныча.         
В какую миску ты положишь?  (- В большую).
- Почему ты так думаешь? (- Потому что папа-медведь большой).
- Костя, посчитай, сколько грибов нарисовано? (- Один, два, три, четыре. Четыре гриба. Педагог помогает при необходимости).
- Правильно. Четыре гриба. Значит, сколько ягод ты возьмешь? (- Четыре).
- Почему ты так решил? (- Потому что четыре гриба).
- Правильно, молодец!
- Эти ягоды будут для Настасьи Петровны. В какую миску ты их положишь? Какого размера? (- В среднюю миску. )
- Молодец! Почему? (- Потому что Настасья Петровна чуть меньше).
- Правильно.
- Валера, посчитай, сколько елок нарисовано? (- Одна, две, три, четыре, пять. Пять елок. Указывает итог круговым жестом).
- Молодец! Сколько ягод ты возьмешь? (- Пять ягод).
- Почему ты так думаешь? Как ты догадался? (- Потому что пять елок).
- Правильно. Эти ягоды будут для Мишутки, в какую миску ты их положишь? (- В маленькую).
- Правильно в маленькую, а почему? (- Потому что Мишутка маленький).
- Молодцы, вы хорошо считаете и справились с заданием. При выборе детьми ягод по размеру педагог помогает по необходимости.

III Физкультминутка «Три медведя».
- А пока мишки будут угощаться, мы отдохнем, сделаем зарядку. Пробуйте повторить за мной слова и движения.
 Три медведя шли домой
 Папа был большой – большой.
 Мама с ним поменьше ростом.
 А сынок, малютка просто.
 Очень маленький он был,
 С погремушками ходил.
 Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь.
 
Дети выходят на просторное место и выполняют движения и слова за педагогом.
 
Дети шагают на месте вперевалочку.
Поднять руки над головой, потянув руки вверх.
Руки на уровне груди.
Присесть.
Присев, качаться по-медвежьи.
Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки.
Встряхиваем кисти рук.
 
7. Конструирование из палочек по образцу.
Демонстрация слайда «Маша качается на стуле и падает».
- Вот мы с вами отдохнули. Пора посмотреть, что же дальше случилось в сказке. Посмотрим на картинку. Что сделала Машенька? (- Качается на стуле. Сломала стул и упала).
- Сейчас с вами мы будем ремонтировать стул. Я вам раздаю карточки, на которых нарисованы стулья, сделанные из палочек. Посмотрите внимательно, какие вам нужны палочки по цвету, по размеру и выложите такие же стулья.
Дети получают индивидуальные карточки-образцы, выбирают себе необходимые палочки по цвету, размеру и выкладывают стулья. Педагог помогает по мере необходимости.
- Молодцы, с заданием справились и теперь ломаных стульев у медведей дома не будет.
- Что дальше происходило в сказке, давайте посмотрим на картинку. Демонстрация слайда «Маша в спальне у медведей». (- Маша спит в Мишуткиной кроватке. Маша уснула в кроватке.)
 
8. Конструирование из палочек Кюизенера по представлению.
- Сейчас вы будете строить из палочек кроватки для героев сказки. У меня в волшебном ведерке лежат маленькие герои.  По очереди опускайте руку и выбирайте себе игрушку. Кому кто достался? (Дети по очереди достают из ведерка по одной игрушке, не глядя, а затем называют героя.  «У меня мама-медведица. У меня Машенька.  У меня Михайло Иванович»).
- Вспомните, как мы с вами вместе строили кроватки. Как подбирали по размеру палочки, какие спинки были у кроваток. Попробуйте построить сами. Дети выбирают палочки сравнивая их с игрушками по высоте. Строят кроватки, проверяя, поместились ли герои сказки. Педагог помогает в выборе палочек совместно с ребенком или направляя его действия.
- Молодцы! Кроватки у вас получились замечательные. А как узнать поместятся ваши герои на этих кроватках, подойдут они по размеру? (- Надо положить их в кроватку).
- Правильно! Положим их отдохнуть. У всех получилось? Значит, вы все сделали правильно.
- Как вы думаете кроватки у вас одинаковые по размеру или разные? (- Кроватки разного размера. - Маленькая, средняя, большая.
- Давайте посмотрим на картинку и вспомним, чем закончилась сказка?
Демонстрация слайда «Маша убегает от медведей».

9. Воссоздание целостного изображения.
- В сказке мишки были не очень доброжелательными. А наши медведи добрые. Мишутка даже нарисовал всем свой портрет, но он очень торопился к нам и некоторые части забыл нарисовать. Посмотрите на ваши портреты, чего не хватает вашим мишуткам? Выберите недостающие детали и приложите их.
Педагог раскладывает портреты мишутки с отсутствующими деталями. Рядом на столе отдельные части. Дети выбирают нужные детали и прикладывают к мишке. По ходу работы педагог у каждого спрашивает, чего не хватает, добиваясь полного ответа. Если у детей затруднения, педагог помогает и пересказывает окончание сказки.

IV Домашнее задание.
- Молодцы, мишки у вас получились целые и все части на своем месте. Вы возьмете мишек домой и приклеите клеем, то чего не хватало вашему мишке.
Детям вкладываются в файлы рисунки медведей и недостающие детали, которые дома надо приклеить.

V Итог.
- Сейчас подойдите все ко мне, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии? Вы можете посмотреть на стол, там есть подсказки (выполненные детьми задания).
Дети подходят к педагогу и каждый называет задание, которое запомнил или понравилось.

VI Оценка деятельности.
- Сегодня на занятии вы все были внимательными, правильно выполняли задания, старались (можно дать индивидуальную оценку каждому).
- Медведям и Машеньке очень понравилось у вас на занятии, молодцы, можно они еще к вам придут? (- Да!).

VII Организация окончания занятия.
- А сейчас наше занятие подошло к концу, и я хочу попросить вас помочь мне убрать все со стола и поставить на место свои стулья. Дети помогают убирать материал, используемый на занятии.
- Спасибо, до свидания!

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»